АНКЕТА
"МОЙ ПУТЬ В ПРОФЕССИИ"

КНИГИ

ДИСКИ

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ

СЕМИНАРЫ

ОПРОСНИК "КУРЕНИЕ"

ФОТОГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТЫ

ГЛАВНАЯ

 

АНКЕТА "МОЙ ПУТЬ В ПРОФЕССИИ" (данные на 6.06.2011 года)
Просим Вас изложить Вашу жизненную, трудовую и научную биографию по предлагаемой схеме.
1. Фамилия, имя, отчество (если были изменения фамилии, то укажите, с какого по какой год жизни). Число, месяц и год рождения. Профессия родителей. Сизанов Александр Николаевич (до 1985 года Нехрюк)
Родился 22.02.1949.
Мать – Нехрюк Тамара Семеновна (1922 – 2002). Трудовая деятельность началась в 16 лет, в годы Великой Отечественной войны работала разнорабочей, шофером, поваром, а с 1947 года до окончания трудового пути в Вагонном депо г. Белогорска, Амурской области; последние 20 лет профессиональной деятельности – проводником пассажирского вагона. Награждена медалями «За доблестный труд в годы ВОВ», «Ветеран труда» и «50-летия Победы в ВОВ». Отцом не воспитывался (Сизанов Николай Иванович – 1926 г.р., полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны, проживает с тремя дочерьми в г. Оренбурге).

2. Данные об учебе в школе, вузе, аспирантуре и других учебных заведениях. Ваши любимые предметы.
В 1966 году окончил школу-интернат № 7 Забайкальской железной дороги г. Белогорска Амурской области. В 1970 году получил диплом с отличием факультета физического воспитания и спорта Благовещенского государственного педагогического института имени М.И.Калинина по специальности «Физическое воспитание» с присвоением квалификации «Учитель физического воспитания средней школы». С 1970 по 1973 год – стажер-исследователь кафедры психологии Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина (зав. кафедрой Артур Владимирович Петровский, с 1972 года – Павел Алексеевич Просецкий). Там же с 1973 по 1976 год – учеба в аспирантуре. С июня 1971 по июнь 1972 года служба в Советской Армии в городе Североморске Мурманской области. Любимые предметы: физическая культура, химия, геометрия, география, астрономия. Любимые предметы: физическая культура, рисование и черчение, химия, геометрия, география, астрономия, труд и производственное обучение (токарное дело). Любимые занятия – игровые виды спорта, особенно баскетбол (играл на профессиональном уровне), легкая атлетика, туристические походы.

3. Когда началось увлечение психологией? Первые учителя и наставники, приобщившие Вас к психологии. Первые прочитанные книги по психологии. Ваша психологическая библиотека. Какие книги белорусских психологов, особенно первые и редкие, имеются у Вас?
После окончания института по рекомендации великолепного педагога, руководителя детского танцевального ансамбля «Юность», заведующего кафедрой педагогики Вячеслава Васильевича Белоглазова был направлен работать на его кафедру в БГПИ имени М.И.Калинина в качестве ассистента для ведения курса «История педагогики». Но в связи с тем, что в 1970 году увеличилось количество часов на психологические дисциплины (был введен курс «Возрастная и педагогическая психология», а преподавателей не хватало, меня направили на стажировку в Москву в МГПИ им. В.И.Ленина на кафедру психологии.
Во время стажировки и учебы в аспирантуре любовь к психологии привили Михаил Семенович Роговин, Николай Федорович Добрынин, Вадим Андреевич Крутецкий, Валерия Сергеевна Мухина. Первые книги по психологии – учебники под редакцией А.В.Петровского, «Занимательная психология» К.К.Платонова. Психологическая библиотека насчитывает более 1000 книг. Имеются книги белорусских психологов Я.Л.Коломинского, Л.А.Кандыбовича, В.А.Янчука, И.А.Фурманова, В.М.Козубовского, Л.А.Пергаменщика и других.

4. Ваш профессиональный путь. Расскажите о Вашем трудовом пути вообще и в области психологии, в частности. Какие читали и читаете курсы по психологии? Воспоминания о коллегах по работе, старших товарищах, наставниках, аспирантах и студентах.
В 1976 году после успешного окончания аспирантуры был направлен на работу в Абаканский государственный педагогический институт
(г. Абакан, Хакасская автономная область, Красноярский край). В 1978 году с благословения ректора, талантливого и заботливого организатора Александра Тимофеевича Короткевича, который решал в моей жизни многие жизненно важные вопросы того периода (принятие на должность старшего преподавателя с 2-летним стажем работы, предоставление общежития, прописка, постановка на очередь для получения жилья) начал работать на кафедре психологии Минского государственного педагогического института имени М.Горького (заведующий кафедрой Федор Иванович Иващенко). В ноябре 1988 год был назначен куратором первого набора группы практических психологов для учреждений образования и, прежде всего, школ-интернатов. С 1979 по 1997 годы преподавал психологические дисциплины на музыкально-педагогическом факультете. Подготовил 10 выпусков учителей этики и психологии семейной жизни, которые готовились только на этом факультете. С 1986 по 1991 года одновременно работал психологом в Минской городской консультации «Брак и семья». С 1990 по 1993 год – заместитель декана по воспитательной работе этого же факультета. В 1993 году был направлен на работу в Министерство образования Республики Беларусь в качестве ведущего, а затем и главного инспектора, курирующего психологическую службу в системе образования и воспитательную работу в высшей школе. Со дня основания (1995) по настоящее время заместитель главного редактора журнала «Псiхалогiя». В январе 2005 года прошел по конкурсу на должность заведующего кафедрой психологии и педагогического мастерства ГУО «Республиканский институт высшей школы». За время профессиональной деятельности читал курсы: «Общая психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Этика и психология семейной жизни», «Социальная психология», «Организация психологической службы», «Психология организаторской деятельности». В настоящее время читаю следующие курсы: «Психология зависимого поведения», «Методика преподавания психологии», «Основы педагогического мастерства», «Методика обучения здоровому образу жизни». Большое значение на профессиональное становление оказали Федор Иванович Иващенко, Михаил Семенович Клевченя, Анна Борисовна Широкова. Меня привлек их стиль работы, взаимоотношения со студентами и коллегами, отношение к науке, порядочность, желание помочь, поддержать.

5. Какие специальные способности и профессиональные качества помогли Вам стать психологом?
Для профессионального становления очень помогли мне любовь к спорту, спортивная деятельность, желание печатать на машинке, поиск и ситематизация интересной информации из области практической психологии (научные и любительские тесты, информ-дайджест), усидчивость, желание работать в библиотеке, овладение компьютером, желание передавать опыт молодым, организаторские способности: умение убеждать, передавать знания. Всегда ощущал в профессиональном становлении поддержку семьи – жены и детей.

6. Научно-исследовательская, методическая и организационная деятельность. Наиболее важные аспекты этой деятельности: методические разработки, научное руководство диссертационными исследованиями и лабораториями, участие в организации психологической службы и подготовке психологов. Издательская деятельность. Список основных публикаций.
Занимался изучением вопросов влияния родителей на профессиональное самоопределение школьников, формирования у молодежи установок на семейную жизнь, особенностей формирования ценностей здорового образа жизни, организации психологической службы. C 1988 года по 1991 год преподавал курсы "Этика и психология семейной жизни" и "Этика" в гимназии № 2 г. Минска. С 1988 года активно участвую в подготовке психологов для системы образования. Опубликовано более 150 статей и книг. Основные из них: книги – «Подготовка подростков к семейной жизни» (Минск, 1989), «Проблемы семьи и брака: школьный практикум» (Минск, 1993), «Этыка i псiхалогiя сямейнага жыцця» – пособие (Минск, 1994), «Психологические игры: какие мы на работе и дома» (Минск, 1992, 1993, 1995), «Безопасное и ответственное поведение» – пособие (Минск, 1998), «Ваш психологический портрет» (Минск, 1998), «Познай себя: тесты, задания, тренинги, консультации» (Минск, 2001), «Жизнь без табака» – пособие (Минск, 2001, 2004), «Модульный курс профилактики курения. Школа без табака» (Москва, 2004), «Нормативные документы для педагогов-психологов» (Минск, 2001), «Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет» (Минск, Москва, с 2000 года  – переиздается ежегодно).

7. Когда, где и по какой теме защищена кандидатская диссертация? Кто был научным руководителем и консультантом, оппонентами? Ваши воспоминания о научном руководителе и консультанте, о защите диссертации, официальных и неофициальных оппонентах.
24 сентября 1977 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности конспектирования при аудировании речевого сообщения» в Московском государственном педагогическом институте имени В.И.Ленина (научный руководитель П.А.Просецкий, оппоненты: доктор психологических наук Аэлита Капитоновна Маркова, доктор психологических наук Зинаида Ивановна Клычникова – к моменту непосредственной моей защиты ей утвердили ученую степень доктора) по специальности 19.00.07 – педагогическая психология.

8. Воспоминания об участии в съездах психологов, научных конференциях, семинарах, встречах с ведущими психологами и т.д.
Участвовал в съездах психологов СССР, начиная с 1977 года. Наибольшее впечатление произвели К.К.Платонов, Б.Ф.Ломов, Ю. Нагорный с демонстрацией психологических этюдов, И.В.Дубровина, Ю.Е.Алешина, А.В.Петровский, Б.И.Цуканов. Участвовал в конференциях в Киеве, Каунасе, Одессе, Благовещенске, Санкт-Петербурге, Москве, Даугавпилсе, Оренбурге.

9. Наличие государственных и правительственных наград, ученых степеней, званий. Время и место награждения, присвоения.
Награжден знаком «Отличник образования» (22 февраля 1999 г. В Министерстве образования знак вручен министром образования В.И.Стражевым). Ученая степень кандидата психологических наук присвоена 28 декабря 1977 года, ученое звание доцента 10 марта 1982 года.

10. Связи с учеными и научными центрами республики, ближнего и дальнего зарубежья. Какими языками владеете, где издавались Ваши труды за рубежом.
Выполнил ряд научно-методических проектов в Национальном институте образования Республики Беларусь по программе ЮНИСЕФ. Поддерживаются личные связи с психологами Москвы и Киева. Книги издавались в России.

11. Ваши предложения по совершенствованию системы подготовки психологов и социально-педагогической и психологической службы.
Сократить подготовку психологов, поскольку психология стала своего рода «разменной монетой» для профессионально несостоявшихся людей и людей, имеющих личные проблемы. Считаю, что профессия психолога должна быть «штучной», а не массовой. Необходимо практически реализовать имеющуюся нормативную базу по организации социально-педагогической и психологической службы (техническое оснащение кабинета психолога, урегулирование рабочего времени психолога с учетом необходимости выделения времени на научно-методическую работу, осуществить практические шаги по полному взаимодействию психолога и социального педагога).
В настоящее время работаю в ГУО «Республиканский институт высшей школы» (г. Минск) на должности заведующего кафедрой психологии и педагогического мастерства.

 

 

Сайт управляется системой uCoz